Как-то экономисты и биологи провели следующий эксперимент - пошли в зоопарк, выбрали клетку с мартышками и подвесили в ней гроздь бананов. Мартышки рванули вперед, но экспериментаторы включили брандспойт с холодной водой и отогнали их. Когда мартышки обсохли, в клетку снова подвесили бананы. На этот раз только часть мартышек решилась бежать к бананам, но они опять были отогнаны холодной водой. Эксперимент повторили еще раз, пока уже ни одна мартышка не хотела бежать к бананам - при появлении их мартышки брезгливо морщились и отворачивались.
На следующей фазе эксперимента половину мартышек отсадили и на смену им - в эту же клетку подсадили новых мартышек. И подвесили бананы. "Новые" мартышки потянулись к бананам, но каким-то образом "старые" мартышки, "умудренные опытом", "отговорили" их (вообще у мартышек нет второй сигнальной системы - речи, поэтому нюансы "отговаривания" до конца не поняты). Таким образом - ни одна мартышка не побежала к бананам. Говоря другими словами - "старые" (более опытные) мартышки "распустили слухи", которым поверили "новые" мартышки.
На следующей фазе этой душещипательной истории из клетки увели еще часть "старых" мартышек, заменив их таким же количеством новых. И еще раз. И еще раз. До тех пор, пока в клетке уже не сидели только "новые" мартышки, т.е. те мартышки, которые реально холодной воды из брандспойта не получали ни разу.
К чему это? - К истории возникновения патентного права. - Когда, в средние века, возникали зачатки этого права (т.е. права, которое давало временную монополию производителю, на свое изделие), то английский двор подсчитал оптимальную длину этого патента (для промышленных товаров, некоторые изделия из металлов) - исходя из срока воспитания 2-ух поколений учеников. Таким образом были получены цифры 15 (или 20 лет), которые, что любопытно, фигурируют и в наши дни, хотя никакого экономического обоснования под этим уже давно нет.
Так же как и у мартышек - "новые" не бежали к бананам, хотя их ни разу не обливали водой и среди них не было уже ни одной "старой" мартышки.
На следующей фазе эксперимента половину мартышек отсадили и на смену им - в эту же клетку подсадили новых мартышек. И подвесили бананы. "Новые" мартышки потянулись к бананам, но каким-то образом "старые" мартышки, "умудренные опытом", "отговорили" их (вообще у мартышек нет второй сигнальной системы - речи, поэтому нюансы "отговаривания" до конца не поняты). Таким образом - ни одна мартышка не побежала к бананам. Говоря другими словами - "старые" (более опытные) мартышки "распустили слухи", которым поверили "новые" мартышки.
На следующей фазе этой душещипательной истории из клетки увели еще часть "старых" мартышек, заменив их таким же количеством новых. И еще раз. И еще раз. До тех пор, пока в клетке уже не сидели только "новые" мартышки, т.е. те мартышки, которые реально холодной воды из брандспойта не получали ни разу.
К чему это? - К истории возникновения патентного права. - Когда, в средние века, возникали зачатки этого права (т.е. права, которое давало временную монополию производителю, на свое изделие), то английский двор подсчитал оптимальную длину этого патента (для промышленных товаров, некоторые изделия из металлов) - исходя из срока воспитания 2-ух поколений учеников. Таким образом были получены цифры 15 (или 20 лет), которые, что любопытно, фигурируют и в наши дни, хотя никакого экономического обоснования под этим уже давно нет.
Так же как и у мартышек - "новые" не бежали к бананам, хотя их ни разу не обливали водой и среди них не было уже ни одной "старой" мартышки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий